С 23 марта по 16 августа 2020 г. личный приём граждан в Фонде капремонта Тюменской области не осуществляется!

Разъяснения экспертов

В нашем доме собственники выбрали способ накопления взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора. Обязательно ли заключение договора с региональным оператором, или пока мы не заключим с ним договор, то и не должны платить взносы?

ОТВЕТ: Права и обязанности собственников и регионального оператора согласно последним изменениям в ЖК РФ, следуют из закона, а не из договора. Так, статьей 181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, за которых в установленных ЖК РФ случаях такое решение принято органом местного самоуправления, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, имеют права и исполняют следующие обязанности:

1) ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

2) принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены ЖК РФ, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;

3) участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;

4) запрашивают и получают предусмотренные ЖК РФ сведения (информацию) от заинтересованных лиц;

5) реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 169 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, согласно части 5.1 статьи 170 ЖК РФ возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Методическое обеспечение деятельности регионального оператора в части организации его взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
 

Возможно ли управление домом одной управляющей организацией, а выбор владельцем специального счёта другой управляющей организации?

ОТВЕТ: В соответствии с последними изменениями в ЖК РФ (Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации), владельцем специального счета может быть только управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
 

Если в жилищный кооператив входят несколько многоквартирных домов, объединенных одной территорией, может ли такой кооператив открывать свой счет на капитальный ремонт общего имущества всех собственников в ЖК?

ОТВЕТ: Жилищный кооператив согласно части 2 статьи 175 ЖК РФ может быть владельцем специального счета.

Жилищным кодексом не установлены ограничения для жилищного кооператива в части открытия специальных счетов нескольким МКД, управление которыми осуществляется таким ЖК.

При этом частью 4 статьи 175 Жилищного кодекса определено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Таким образом, в случае принятия собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и выборе владельцем такого счета ЖК, этот ЖК открывает специальный счет для каждого многоквартирного дома.
 

С которого момента возможно осуществить зачет средств, потраченных на выполнение отдельных работ по капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы капитального ремонта, в счет будущего исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта, в том числе и раньше срока, установленного в программе. При этом в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники могут выполнить предусмотренные программой работы по капитальному ремонту за счет средств фонда капитального ремонта. Средства фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, всегда доступны для собственников, у них нет необходимости привлекать дополнительные средства.

В случае, если собственники, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, хотят провести работы по капитальному ремонту раньше сроков, установленных региональной программой, они могут выполнить такие работы только за счет дополнительных средств, без использования средств фонда капитального ремонта.

Для таких собственников предусмотрена процедура зачета средств в соответствии со статьей 181 Жилищного кодекса. Так в случае, если до наступления установленного программой срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее дом) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном доме, предусмотренные программой, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме повторное выполнение этих работ в срок, установленный программой, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Также следует отметить, что при определении в программе перечня и сроков проведения работ по капитальному ремонту должно учитываться техническое состояние дома, в том числе и ранее выполненные работы по капитальному ремонту (до утверждения программы).

С учетом изложенного, зачет средств, в отношении работ по капитальному ремонту, указанный в статье 181 Жилищного кодекса, возможен в случае проведения таких работ после утверждения программы, в которую включен дом.
 

Уважаемые эксперты, я являюсь собственником одноэтажного помещения, которое пристроено к многоэтажному дому, т.е. у нас только одна общая стена. Все коммуникации у меня свои, сообщения с жилым домом не имеется. Должна ли я, как собственник помещения, платить взносы на капремонт? К ремонту лифта я отношения не имеют и свою кровлю я ремонтирую сама. Спасибо.

ОТВЕТ: Если пристроенное помещение согласно документам (в т.ч. техническому паспорту и свидетельству о праве собственности) является частью многоквартирного жилого дома, то в соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственник такого помещения обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Несение расходов по содержанию своего имущества не освобождает сособственника от обязанности участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт согласно требованиям ч. 1 ст. 158 ЖК РФ.
 

В нашем доме около 100 квартир, из них жильцам принадлежат на праве собственности около 30. Остальные квартиры принадлежат городу. При накоплении фонда капитального ремонта на специальном счете у регионального оператора кто несет обязанность по оплате взносов за квартиры, находящиеся в собственности города? Регламентирован ли порядок и сроки оплаты этих взносов, и если да, то какими законами или нормативно-правовыми актами?

ОТВЕТ: Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, взнос на капитальный ремонт не входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).

Лицо, определённое собственниками при формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, выставляет муниципалитету (как и другим собственникам) счёт на оплату взносов на капитальный ремонт, исходя из величины взноса на капитальный ремонт и площади помещения, находящегося в собственности, который оплачивается муниципалитетом в соответствии с законодательством.

Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
 

Скажите, пожалуйста, будут ли оказаны государством субсидии при капитальном ремонте в случае, если денежных средств на счете фонда капитального ремонта дома будет недостаточно при условии формирования фонда капитального ремонта на специальном счете?

ОТВЕТ: При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, независимо от того, кто является владельцем специального счета, собственники самостоятельно обеспечивают проведение капитального ремонта.

В соответствии с ЖК РФ меры поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта. Порядок и условия предоставления поддержки на проведение капитального ремонта определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В случае, если средств фонда капитального ремонта и средств поддержки недостаточно для проведения работ по капитальному ремонту, собственники могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер, или уплате дополнительного взноса для проведения отдельных работ по капитальному ремонту. Определение порядка уплаты дополнительных взносов и порядка использования средств, сформированных за счет дополнительных взносов, относится к компетенции общего собрания собственников.

Собственниками также может быть рассмотрен вопрос привлечения кредита или займа.

Необходимо отметить, что частью 7 статьи 189 ЖК РФ установлено, что в случае, если капитальный ремонт в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
 

Возможен ли перевод средств фонда капитального ремонта дома со специального счета на счет регионального оператора через несколько лет? И будет ли являться препятствием для перевода средств, наличие задолженности некоторых собственников по платежам в фонд за предыдущий период?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников.

В случае, если на проведение капитального ремонта предоставлен и не возвращен кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ, изменение способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности (часть 2 статьи 173 ЖК РФ).

При условии отсутствия задолженности, о которой шла речь выше, наличие задолженности некоторых собственников по платежам в фонд капитального ремонта не является препятствием для изменения способа формирования фонда капитального ремонта.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета соответствующего решения общего собрания собственников.
 

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете каким образом выставляются платежные документы? Кто будет осуществлять контроль наличия задолженности по уплате взносов и осуществлять претензионную работу?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 2 статьи 171 Жилищного кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с внесенной в ЖК РФ новой частью 3.1 статьи 175 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица осуществляется по согласованию с ним.

Собственники могут принять решение как об оплате взносов по единому платежному документу за все жилищно-коммунальные услуги, в котором отдельной строкой выделяется взнос за капитальный ремонт, так и по отдельному платежному документу. Необходимо отметить, что при оплате по единой квитанции взносы на капитальный ремонт уплачиваются на специальный счет.

Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг с указанием в числе услуг взноса на капитальный ремонт утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2014 г. № 924/пр.

Претензионно-исковую деятельность по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт в отношении собственников, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, может вести лицо, уполномоченное на данную деятельность решением общего собрания собственников.
 

В соответствии с частью 2 статьи 176 ЖК РФ, специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Кто должен следить за тем, чтобы выбранная собственниками кредитная организация не потеряла требуемый статус?

ОТВЕТ: В соответствии с внесенными в ЖК РФ изменениями (Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации), контроль за соответствием российской кредитной организации требованиям к величине собственных средств обязан осуществлять владелец специального счета.

В случае, если российская кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в сети «Интернет» в письменной форме собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны принять такое решение в течение двух месяцев с момента их уведомления. Владелец специального счета, за исключением случаев, если он является инициатором проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в обязательном порядке уведомляется о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором планируется рассмотреть вопрос о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, и вправе участвовать в таком собрании.

Копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью, в течение трех календарных дней со дня проведения общего собрания, но не позднее двух месяцев со дня уведомления собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию прекращения соответствия требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ, направляется владельцу специального счета лицом, инициировавшим проведение такого общего собрания.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе иной российской кредитной организации в установленный срок, а также в случае неполучения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по выше указанному основанию, владелец специального счета самостоятельно определяет российскую кредитную организацию и в течение пятнадцати дней открывает специальный счет с уведомлением собственников помещений в многоквартирном доме, органов государственного жилищного надзора об открытии нового специального счета.
 

С какого момента возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах-новостройках?

ОТВЕТ: Согласно части 5.1. статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Во исполнение статьи 6.9. Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Таким образом, нормативными правовыми актами Тюменской области не предусмотрена отсрочка по уплате взноса на капитальный ремонт для жителей новостроек. Собственники помещений в таких многоквартирных домах обязаны уплачивать взнос на капитальный ремонт после четырех календарных месяцев с момента включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, несмотря на то, что многоквартирный дом находится на гарантии застройщика.
 

Какова процедура расторжения договора специального счета при смене владельца специального счета?

ОТВЕТ: В соответствии с изменениями в ЖК РФ, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в случаях замены владельца специального счета договор специального счета сохраняется в силе, при этом права и обязанности по указанному договору переходят к новому владельцу специального счета. Такой переход прав и обязанностей по договору специального счета к новому владельцу этого счета не является основанием для прекращения или изменения существовавших до такого перехода прав займодавца, кредитора в отношении средств на этом счете, обеспечивающих возврат займа, кредита, полученных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (часть 3 статьи 176 ЖК РФ).
 

Возможно ли производить капитальный ремонт отдельно стоящей котельной, являющейся общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов, из средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт? Возможно ли использовать денежные средства, вносимые в качестве взноса на формирование фонда капитального ремонта, на погашение ранее возникших обязательств, связанных с ремонтом общего имущества (котельной)?

ОТВЕТ: Согласно части 1 статьи 174 ЖК РФ за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами. При этом собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, тогда часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту (часть 3 статьи 166 ЖК РФ). Дополнительно сообщаем, что механизм зачета стоимости выполненных работ в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт для собственников, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, ЖК РФ не предусмотрен.
 

Как должны выстраиваться взаимоотношения собственников помещений МКД избравших способ формирования фонда капитального ремонта на счету регионального оператора, если собственники приняли решение о досрочном проведении капитального ремонта по нескольким позициям и приняли решение о дополнительном сборе средств, больше установленного минимального взноса. Обязан ли региональный оператор выполнять функции технического заказчика на основании закона, или требуется в данном случае дополнительное соглашение?

ОТВЕТ: Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Собственники, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, могут принять решение о проведении отдельных работ по капитальному ремонту раньше сроков, установленных региональной программой, за счет дополнительных взносов. Порядок уплаты дополнительных взносов и порядок использования этих средств определяются решением общего собрания собственников. Так как дополнительные средства собираются собственниками не на счете регионального оператора, за региональным оператором не закреплена обязанность по обеспечению проведения таких работ по капитальному ремонту.

Необходимо отметить, что Жилищным кодексом предусмотрена возможность зачета стоимости ранее выполненных работв счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт. Таким образом, в случае, если до наступления установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту, предусмотренные региональной программой, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 ЖК РФ, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (часть 4 статьи 181 ЖК РФ).
 

Подскажите, пожалуйста. Если собственники жилья решили сформировать фонд на капитальный ремонт у регионального оператора, за чей счет будет подготовка документов к капитальному ремонту, в частности, изготовление новых технических паспортов, проведение энергоаудита?

ОТВЕТ: Согласно положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее Положение), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 (в редакции, действующей до 19 мая 2009 года), технический паспорт строения должен был составляться при приемке жилых строений в эксплуатацию.

Технический учет жилищного фонда возлагался на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются БТИ).

Технические паспорта, иные документы, составленные БТИ до введения в действие Положения, считаются действительными и хранятся в архивах БТИ.

С 19 мая 2009 года в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Согласно Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921, в результате осуществления первичного государственного технического учета многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 года, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства.

Кроме того, согласно ранее действовавшим Территориальным строительным нормам от 25 октября 2004 года ТСН 12-310-2000 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Московской области» заказчик (застройщик) был обязан при сдаче объекта в эксплуатацию представить комиссии в числе прочих документов технический паспорт БТИ.

Таким образом, в законодательстве до 1 января 2013 года было установлено обязательное требование о проведении технического учета объектов жилищного фонда, в ходе которого формировался технический паспорт и (или) кадастровый паспорт.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года на всей территории России осуществляется государственный кадастровый учет зданий, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

В отношении многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с начала 2013 года, осуществляется подготовка технического плана (а не технического паспорта), поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 года № 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» к документам, необходимым для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, относится технический план здания, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Технический план содержит в себе сведения, необходимые для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Сведения о здании, за исключением сведений о местоположении его на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ (в случае введения в эксплуатацию многоквартирного дома заказчиком является его застройщик), разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации здания или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания.

Кроме того, в законодательстве отсутствует требование об обязательности наличия для многоквартирного дома технического паспорта или кадастрового паспорта как такового для проведения капитального ремонта.

При этом Фонд обращает внимание на то, что если для проектирования капитального ремонта требуется проведение технического обследования жилых зданий, то согласно ВСН 57-88(р) «Положение по техническому обследованию жилых зданий», утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 6 июля 1988 года № 191, такое обследование выполняется за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт (реконструкцию) жилых зданий, и производится специализированными изыскательскими и проектно-изыскательскими организациями.

По мнению Фонда, такое техническое обследование многоквартирных домов допустимо финансировать за счет средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов, поскольку эти работы могут включаться в состав работ по подготовке проектной документации на проведение капитального ремонта при условии, что в соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, дополнен соответствующими услугами и (или) работами.

Если указанным актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту не расширен, то исходя из анализа статей 166 и 174 Жилищного кодекса на цели технического обследования многоквартирного дома могут быть затрачены лишь те средства фонда капитального ремонта, которые сформированы из части взносов на капитальный ремонт, превышающей установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации минимальный размер.

Аналогичный подход к проведению энергоаудита - если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту не дополнен данным видом работ, то на цели энергоаудита многоквартирного дома могут быть затрачены лишь те средства фонда капитального ремонта, которые сформированы из части взносов на капитальный ремонт, превышающей установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации минимальный размер.

Учитывая, что при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники уплачивают взносы в фонд капитального ремонта в размере минимального взноса, то в случае, если перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту не дополнен работами по проведению технического обследования и энергоаудита, использовать на проведение таких работ средства фонда капитального ремонта нельзя. Собственники могут принять решение о проведении данных работ, определив дополнительные источники их финансирования. Кроме того, такие работы могут быть проведены по решению и за счет иного лица (например, органа государственной власти, местного самоуправления), заинтересованного в наличии вышеуказанных документов.
 

Прошу Вас дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и утверждение краткосрочных планов реализации такой программы преследуют разные цели? В чем принципиальное отличие?
2. В моем понимании актуализация проводится с целью внесения изменений во всю программу (корректировка данных МКД, дат ввода в эксплуатацию МКД, перенос срока проведения капитального ремонта дома с одного планового периода на другой, более ранний). А утверждение краткосрочных планов направлено на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту и т.д. одного, наступающего периода. Так ли это?
3. Должен ли утверждаться НПА порядок проведения актуализации программы?
4. На основании каких данных вносятся изменения при актуализации программы (письма от ОМС, или НПА ОМС), должен ли быть утвержден порядок предоставления таких данных?

ОТВЕТ: Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах содержит адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, плановые периоды и виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также механизм реализации самой программы.

В соответствии с частью 7 статьи 168 ЖК РФ, краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и, что важно, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта. Краткосрочным планом учитываются решения, принятые собственниками по вышеуказанным вопросам. Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Региональные программы капитального ремонта актуализируются в целях приведения долгосрочных планов в соответствие с действительностью, в том числе региональные программы капитального ремонта актуализируются при составлении краткосрочных планов.

Согласно части 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ.
 

Вправе ли региональный оператор выступать техническим заказчиком и осуществлять строительный контроль по тем видам работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не имея выданного саморегулируемой организацией свидетельства? Обязан ли региональный оператор иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при осуществлении контроля за выполнением работ, требующих наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищный кодекс) одной из функций регионального оператора является функция технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее приказ № 624) для осуществления строительного контроля требуется наличие свидетельства о допуске на виды работ, которые влияют на безопасность объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса для выполнения работ, требующих наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, региональный оператор обязан привлечь к выполнению таких работ индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, имеющих соответствующее свидетельство о допуске к таким работам.

Если при проведении строительного контроля в соответствии с приказом № 624 такое свидетельство не требуется, то технический заказчик (региональный оператор) вправе самостоятельно осуществлять строительный контроль.
 

Наш дом в марте решил выбрать Совет дома. Для выбора Совета дома нами был запрошен реестр собственников УК. Управляющая компания, ссылаясь на Закон о Персональных данных, в выдаче реестра нам отказало. Но голосование в марте все-таки прошло успешно, 2/3 собственников проголосовало. Был выбран Совет дома, а также выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете Регионального оператора. Протоколы были переданы региональному оператору, МО, в Управляющую компанию. Счет нам открыли. Копии документов с указанием реквизитов спецсчета были переданы в Управляющую компанию. Управляющая компания до настоящего времени не производит удержание взносов на капитальный ремонт, указывая, что в соответствии с Жилищным Кодексом, собственники должны сами за свой счет печатать платежки на капитальный ремонт или заключить с Управляющей компанией договор на оказание возмездных услуг по удержанию, начислению и перечислению взносов на капитальный ремонт. В договоре, заключенном с Управляющей компанией указан пункт, что по решению собственников начисляются взносы на капитальный ремонт. При повторном обращении в Управляющую компанию нами был указан данный пункт, на что нам был повторно дан ответ со ссылкой на ЖК, что собственники своими силами и за свой счет должны проводить начисление, удержание и перечисление взносов. Совет дома не ведет бухгалтерию, существует безвозмездно, данных по собственникам дома ежедневно не ведет (квартиры продаются в нашем доме очень часто, более 50% квартир сдается в наем). Правомерен ли отказ управляющей компании?

ОТВЕТ: В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников определяется порядок оплаты взносов на капитальный ремонт и учета фондов капитального ремонта, в том числе определяется лицо (лица), которое будет выполнять функции по выставлению платёжных документов и учету средств, аккумулируемых на специальном счете.

Если собственники решили поручить эти функции управляющей организации, но договором управления это не регламентировано, управляющая организация имеет право отказать, так как в настоящее время эти функции не входят в перечень обязательных услуг и работ. Если собственников не устраивают условия договора управления, которые не предусматривают функции управляющей организации по выставлению платёжных документов, они могут расторгнуть такой договор и выбрать иную управляющую организацию, предусмотрев данные обязанности в новом договоре управления.

Также, возможно, что региональный оператор или, по его поручению, иное лицо на условиях, закрепленных в договоре между региональным оператором и собственниками, будет оказывать услуги собственникам по выставлению платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт. Необходимо отметить, что обязанность по выставлению платежных документов у регионального оператора перед собственниками, формирующими фонд капитального ремонта на специальном счете регионального оператора, законодательством не установлена.

Дополнительно сообщаем, что платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт, выставленные управляющей организацией, должны содержать реквизиты специального счета регионального оператора, так как управляющая организация не может быть получателем этих средств.

При возникновении трудностей, связанных с организацией сбора взносов на капитальный ремонт, собственники могут принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, тогда выставлять платежные документы, вести учет фондов капитального ремонта и организовывать проведение капитального ремонта будет региональный оператор.
 

Помещение в МКД согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности имеет собственника - Российская Федерация. МКД формирует фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Вопрос: кому региональный оператор должен направлять платежный документ на оплату взноса на капитальный ремонт по данному помещению? Какой у Российской Федерации адрес?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 296 ГК РФ имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества, при этом собственником такого имущества признается РФ, субъекты РФ или муниципальные образования. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции. В соответствии с ст. 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наличие государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество является правовым основанием для выставления платежных документов непосредственно лицу, за которым закреплен объект недвижимости на праве оперативного управления.

При этом, в соответствии со ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Исходя из выше изложенного, платежный документ на оплату взносов на капитальный ремонт выставляется на имя лица, которое несёт обязанность по уплате взносов в текущий момент.
 

В 2014 году была проведена проверка по пожарной безопасности в жилом многоквартирном 9-этажном доме. В результате проверки были выявлены нарушения, в частности: в подъезде на этажах в общих поэтажных коридорах и на лестничных клетках сняты деревянные двери, предусмотренные проектной документацией жилого дома. Вопрос № 1: установка этих дверей будет относится к титулу капитального ремонта или нет? Вопрос № 2: на кого возложена ответственность за установку этих дверей. В договоре на обслуживание жилого дома с управляющей компанией нет такой услуги по установке и восстановлению дверей. Кто тогда ответственный за данное устранение нарушений требований пожарной безопасности?

ОТВЕТ: Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определен частью 1 статьи 166 ЖК РФ. Установка дверей в этот перечень не входит. Если данный вид работ также не предусмотрен нормативным правовым актом субъекта РФ, то он может быть выполнен за счет дополнительных средств собственников.

Собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, тогда часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту (часть 3 статьи 166 ЖК РФ)

Также собственники могут принять решение о выполнении работ по установке дверей в рамках договора управления, заключенного с управляющей компанией, и, соответственно, предусмотреть дополнительные расходы на проведение таких работ, так как бремя содержания общего имущества в МКД несут собственники.
 

Положениями части 2 статьи 169 ЖК РФ установлено, что собственники помещений МКД которых признан аварийным и подлежащим сносу не уплачивают взнос на капитальный ремонт. Вместе с тем, орган местного самоуправления включает в региональную программу МКД, который согласно Постановления этого же органа местного самоуправления признан подлежащим сносу. При этом в нормативном акте отсутствует слово "аварийным", т.е. признать только подлежащим сносу. Кроме того, орган местного самоуправления в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ принимает нормативный акт в отношении данного МКД о формировании фонда капитального ремонта по этому дому на счете регионального оператора. Вопрос: Обязаны ли собственники помещений в многоквартирном доме, который признан подлежащим сносу уплачивать взносы на капитальный ремонт?

ОТВЕТ: Региональную программу капитального ремонта формирует субъект РФ на основании данных муниципалитета. Если дом признан аварийным в установленном порядке (порядок установлен 47 постановлением Правительства РФ), то он не должен был попасть в региональную программу капитального ремонта. Для исключения такого дома из региональной программы необходимо обратиться в орган местного самоуправления и орган государственной власти субъекта РФ, утвердивший программу. Если же МКД по какой-то причине оставлен в региональной программе, то собственники обязаны уплачивать взносы.

При этом в соответствии со ст.184 ЖК РФ, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 ЖК РФ на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, региональный оператор в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, обязан выплатить собственникам помещений в этом многоквартирном доме средства фонда капитального ремонта пропорционально размерам уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и размерам указанных взносов, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений в этом многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют право на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение и иные предусмотренные статьей 32 ЖК РФ права.
 

Региональная программа капремонта не учла необходимость срочного капитального ремонта крышной котельной нашего дома 1998 года постройки. Если мы захотим сменить способ накопления со счета регионального оператора на спецсчет ТСЖ. Какие сроки и процедуры по смене способа накопления предусматривает законодательство?

ОТВЕТ: Собственники могут провести капитальный ремонт самостоятельно и при способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. В соответствии с частью 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса, в случае принятия собственниками, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников, в определенные принятым решением сроки, собственники вправе принять на общем собрании собственников решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. В этом случае в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса производится зачет стоимости выполненных работ (услуг) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Изменение способа формирования фонда капитального ремонта регламентировано статьей 173 ЖК РФ, согласно которой способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны определить:

- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- владельца специального счета;
- кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет.

Кроме того, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица осуществляется по согласованию с ним.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется региональному оператору.
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через три месяца после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Необходимо отметить, что в случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлен и не возвращен кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, изменение способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.

 

В региональной прессе прошла информация об изменениях в законодательстве касающихся малоквартирных домов (менее 15 квартир), точнее об отмене обязательных взносов на капитальный ремонт владельцев собственности в этих домах. Пожалуйста, разъясните так ли это?

ОТВЕТ: Согласно статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 169, субъект Российской Федерации вправе на основании своего нормативного правового акта не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Также могут не включаться дома, в которых имеется менее чем три квартиры.

Дополнительно сообщаем, что согласно п. 6 ч. 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает порядка признания жилого дома малоквартирным.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются жителями муниципального жилищного фонда (капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда - п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса) и собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры), и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка (ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса).